Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: С С С
Изображения: Вкл. Выкл.
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

официальный портал

Администрация города Будённовска

ИЗ ЗАШТАТНОГО - В УЕЗДНЫЙ

05.08.2019

В течение последующих десятилетий усилиями правительства численность жителей в городе Святой Крест начала расти. Этому способствовал Указ от 1838 г., согласно которому армянское население деревень Малахалинское, Каражалинское, Дербентское и Парабичевское было исключено из казачьего сословия и обращено в гражданское с обязательным переселением в Святой Крест. Дело в том, что в 1831 г. для усиления Кавказской оборонительной линии 30 близлежащих к ней селений, в том числе и названные выше армянские селения, были переименованы в казачьи станицы, а их население причислено к казачеству.

Всего к 1842-му в город переселилось 309 семейств, которые сразу принялись за обустройство: строили дома, заводили скот, сажали сады и виноградники. Не обходилось и без курьёзов. Так, когда переселенцы стали строить дома и частично уже что-то сделали, в город прибыл гражданский инженер с заданием спланировать городские улицы, провести их разбивку. Эта разбивка не совпадала с уже имевшимися улицами. Многим пришлось переносить строения и нести убытки.

В 1845 г. для этих переселившихся армянских семей Указом были установлены дополнительные льготы по обеспечению земельными наделами и привилегии по уплате налогов. Армянские переселенцы в пойме реки Кумы создавали сады и виноградники. В начале 50-х годов они стали прокладывать оросительный канал от реки Кумы в районе Плаксейки. Он назывался «ковхаевской канавой» и имел протяжённость около 15 км, шириной был в 3 - 4 м и глубиной до 2 м.

К 1877 г. население города Святой Крест составляло 3125 человек, а через год — 3339. Виноделием занимались 112 домохозяйств, было получено 82 тысячи вёдер вина. Город имел 563 дома, 2 мануфактурные лавки, 4 лавки бакалейных, одну посудную и 2 питейных заведения. Он освещался двадцатью керосиновыми фонарями. Ни базара, ни ярмарки не было. До 1868-го в городе не было учебных заведений. Дети некоторых жителей обучались грамоте у священника, а в 1872 г. содержание школы было взято на городской бюджет.

Росту города способствовала и железная дорога, проложенная от Ростова-на-Дону через Георгиевск до Владикавказа. Если раньше хлеб, шерсть, скот, вино возили в Ростов и Новороссийск, то постройкой дороги доставку всех грузов стали осуществлять в Георгиевск, что было более рентабельным. На Прикумье вырастали «экономии» с наёмной силой, машинами. После отмены крепостного права на Северный Кавказ, и в том числе и в наш город, двинулись переселенцы с Украины и из центральных губерний России — Орловской, Курской, Воронежской и других.

Жители Святого Креста понимали, что город развивался бы совсем другими темпами, если бы он стал центром уезда. И поэтому на общегородском сходе жителей 2 июля 1874 г. было принято решение, в котором сход просил правительство учредить в «нашем городе уездный город» и переименовать заштатный город в уездный. Центром бывшего в те годы Новогригорьевского уезда, куда входил и Святой Крест, было село Благодарное. Несмотря на то, что «приговор этот учинён единогласно и добровольно», вопрос был отложен на долгие годы.

В 1879 г., 2 апреля, в Петербурге революционеры совершили покушение на царя Александра II, но он остался жив. Церковь объявила это «чудом милости Господней». И кавказский архиепископ Герман, «желая ознаменовать чудо милости Божьей, явленной России в спасении государя», решил построить монастырь. К тому же, полагал сановный священнослужитель, «учреждение монастыря... послужило бы одним из лучших средств к упрочению и распространению православной веры и народности в окрестностях и соседних степях».

В июле 1879 г. иеромонах Рувим, которому было поручено создание монастыря, «нашёл» место для монастыря там, где более 500 лет тому назад стоял хлев, в котором по преданию было помещено на ночь тело князя Михаила Тверского, убитого в Золотой Орде. Городские старосты Кахачев и Арзиманов отвели под строительство монастыря 50 десятин земли (примерно 55 гектаров) в его «полную и неотъемлемую собственность». Начался сбор средств. Из казённых земель монастырь получил участок в 1305 десятин.

Храм начал действовать в 1882 г. в небольшом саманном сооружении. В 1889-м было заложено новое каменное здание. Строилось оно 10 лет и обошлось более чем в 200 тысяч рублей серебром. Храм отличался пышным убранством, имел богатые резные украшения, сверкал золотом. В 1900 г. архиепископ Ставропольский освятил новый соборный храм Воскресенского Мамай-Маджарского монастыря, как он стал называться. На территории обители были возведены настоятельский корпус, шесть новых каменных корпусов для братии, дом для посетителей обители, гостиница для именитых богомольцев, больница и церковно-приходская школа.

В обители было 80 монахов, развивалось монастырское хозяйство: имелись кирпичный и винодельческий заводы, мельница, сапожная и столярная мастерские. Содержались конюшня, амбары, сады, огороды и виноградники.

В первые годы советской власти монастырский храм Преображения Господня функционировал как обычная церковь. В середине 20-х гг. хозяйство обители стало приходить в упадок: разбрелась монастырская братия, жители стали разбирать ограды и постройки. В начале 30-х гг. остатки монастырских построек и величественный храм Мамай-Маджарского монастыря были разобраны на кирпич, из которого затем был построен первый корпус будущей больницы.

Из книги Ю. К. Студенникова

«Сказание о земле Прикумской».


храм.jpg

 


Количество просмотров: 29

Возврат к списку

Законодательная карта   Поиск   Карта сайта