Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: С С С
Изображения: Вкл. Выкл.
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

официальный портал

Администрация города Будённовска

Навстречу Дню местного самоуправления

17.04.2019

Азбука народовластия (из истории органов местного самоуправления города Будённовска)

Жалованная грамота от 28 октября 1799 года юридически закрепила факт образования армянского города Святой Крест, наделённого правами широкой автономии.

Становление города шло медленно, население не прирастало. Так, через 20 лет после основания города его население насчитывало около 200 человек. Возникали сложности и с предоставлением льгот переселенцам - кизлярским армянам, грузинам и немецким колонистам.

В эти первые годы в городе избирались старосты. Известны старосты Сагател Юзбашев и Мелком Мирзабеков. Мирзабеков был делегирован в Петербург с целью решения вопросов прав армян, переселённых с казачьих земель на земли Св. Креста. В 1844 году Сенатом такой указ был принят.

Существенным явлением в общественной жизни города было восстановление в 1849 году в соответствии со статьёй 5-й Жалованной грамоты 1799 года магистрата, получившего название «Армянский суд». Во многих армянских поселениях России избранный населением магистрат, кроме выполнения судебных и полицейских функций, осуществлял руководство всей общественной жизнью города. В Святом Кресте Армянский суд действовал до 30-х годов (в 20-е годы его возглавлял Абакум Манучаров). После упразднения магистрат сохранился как орган городского управления. Все годы, когда существовал Армянский суд, он руководствовался армянским судебником, официально признанным российским правительством правовым актом в качестве официального документа для армянских колоний.

Восстановленный Армянский суд должен был руководствоваться законами Российской империи, а не национальным судебником.

Выборы состава суда проводились каждые три года. 6 января 1850 г. состоялись первые выборы, судьёй был избран М. Мирзабеков, пользующийся большим авторитетом в общине.

В последующие годы деятельность административно-судебного органа происходила в условиях усиливающейся социальной дифференциации среди армянского населения. С 60-х годов борьба приняла открытый характер. Например, на выборах 1866 года она развернулась между двумя кандидатами: горожанином Аракелом Арзимановым (находился на посту судьи четыре срока подряд) и горожанином Карибом Кохаевым, у которого были более предпочтительные шансы на избрание. Однако Арзиманов, заручившись поддержкой губернской администрации, с нарушением провёл выборы и победил. Его слегка пожурили, а Кохаева и его сторонников обвинили в организации «беспределов».

В то время органы местной власти большое внимание уделяли организации образования детей на родном языке, и в начале 70-х открылось церковноприходское училище.

В 1874 году первый раз был поднят вопрос о перенесении уездного центра из с. Прасковея в город Святой Крест.

Но он остался без рассмотрения, а 7 марта 1878 года губернское правление приняло решение об упразднении Армянского суда и введении в городе Хозяйственного управления, которое состояло из трёх старост по выбору от городского общества. Одному из них, получившему большинство избирательных голосов, присваивалось звание старшего старосты.

На Хозяйственное управление возлагались сбор и хранение городских доходов и производство расходов, но под надзором губернатора.

Население проявляло активность и поддерживало на выборах старост, которые отражали их запросы. Так, в 1893 году во главе управления находились старосты Кайванов, Мегаев и Калабеков.

К началу двадцатого века губернское по городским делам присутствие 2 сентября 1895 года провело решение об упразднении Хозяйственного управления. К декабрю 1895 года были составлены списки домовладельцев, получивших право участвовать в выборах. Это были лица мужского пола старше 25 лет, состоящие в русском подданстве, имеющие недвижимость стоимостью на сумму не менее 100 руб. и без недоимок.

Одновременно губернские власти сделали негласное распоряжение о том, чтобы староста, стоящий во главе городского управления, избирался из числа русских, а его помощник - из армян.

В 1896 году в соответствии с Городовым положением от 2 июля 1892 года выборы состоялись. Положение изменило структуру местного самоуправления, расширило его полномочия и значительно увеличило перечень городских забот. К предметам ведения городского общественного управления в соответствии с Положением относились заведование установленными в пользу городских поселений сборами и повинностями, капиталами и другими имуществами городского поселения, содержание в исправности и устройство городских объектов, водопроводов, освещения и т. п., устройство благотворительных и лечебных заведений и заведование ими, обустройство общественных библиотек, развитие народного образования, устройство рынков и базаров, надзор за торговлей, поднятие нравственности городского населения, устройство кредитных учреждений, организация мер по предосторожности против пожаров и многое другое.

Городским старостой на четырёхлетний срок был избран барон Апполинарий де-Форжет, его помощником - армянин Егор Кутышев.

Город имел репутацию надёжного места для предпринимательской деятельности, здесь наблюдался стабильный экономический рост. Городские расходы в 1906 году по сравнению с предшествующим десятилетием удвоились и исчислялись суммой в 53 496 руб.

В городе было открыто почтовое отделение, учреждён Общественный банк, возникли десятки торговых заведений, еженедельно проводились базары и ярмарка.

В городе было находилось пять училищ. В 1912 году открылась городская библиотека.

Шли годы. Святой Крест стал уездным. Уездному городу предстояло провести выборы в городскую Думу на четырёхлетие – 1914 - 1917 гг. Из-за начала первой мировой войны они были отложены и состоялись в конце 1914 года.

В список лиц и учреждений, имеющих на основании статей 24 и 32 Городового положения 1892 года право участия в выборах гласных Святокрестовской городской Думы было включено около 400 человек. В выборах участвовали 270 человек - 136 русских и 134 армянина.

В результате голосования в первую городскую Думу было избрано 16 человек, в том числе 13 армян (А. З. Калабеков, И. Г. Аствацатуров, P. M. Калабеков, Е. Е. Кочубеков, С. А. Мнацаканов, Я. М. Лачинов, А. И. Гурджиев, А. А. Шагельдиев, Г. А. Арзиманов, Р. А. Кунецов, А. А. Гокджаев, А. А. Мнацаканов)  и трое русских (Е. А. Зенин, Т. А. Синявский, Я. М. Кондратенко).

Гласные Думы перед вступлением в отправление своих обязанностей приносят, каждый по своей вере, присягу о добросовестном исполнении своих обязанностей. Обязанности гласных исполняются безвозмездно. Никто из них без уважительных причин не должен уклоняться от присутствия в Думе. А таковыми считались: болезнь, смерть близких родственников или засвидетельствование особых занятий на госслужбе. При отсутствии на заседании без уважительных причин гласный привлекался к взысканию по Уложению о наказаниях.

Чётко определялись полномочия Думы: производство выборов на должности, замещение которых предоставлено обществу, определение порядка действий исполнительных органов, рассмотрение росписей доходов и расходов, определение размеров установленных местных сборов, содержание и устройство мостовых и тротуаров, содержание ночных караулов, вывоз нечистот, приобретение недвижимого имущества, установление такс: на хлеб и мясо, на пользование извозчичьими и другими общественными экипажами, установление размера платы, взимаемой в городской доход: за пользование замощёнными подъездными путями, занятие тротуаров стройматериалами и др.

Определялось, что должно быть не менее четырёх и не более 24 очередных собраний Думы. Расписание очередных собраний составлялось Думою на год вперёд в декабре предшествующего года.

«В собрания Думы по рассмотрению Главы могут быть приглашены для представления   объяснений   сведущие   лица,   не   принадлежащие   к   составу гласных». Определялся и порядок принятия решений гласными.

В период после прихода к власти Временного правительства создавались советы, уездный продовольственный комитет. Но Временное правительство основой управления сделало земства и городские Думы.

6 августа 1917 года в городе прошли выборы гласных. В них приняли участие 2467 гражданских и 74 военных. Списки кандидатов в гласные были выставлены: 1) группой домовладельцев, 2) армянской группой, 3) группой беспартийных, 4) группой солдат и офицеров местного гарнизона, 5) союзом рабочих, эсерами и Советами крестьянских депутатов, 6) блоком просветительского общества и союза служащих.

Всего было избрано 29 гласных, большинство из которых по второму (13 гласных) и пятому (12 гласных) спискам. В сентябре последним председателем Думы был избран Алексей Михайлович Шульгин, а должность городского головы занял Рубен Авакович Купецов - член партии социалистов-революционеров. Членами управ стали Хорен Каранян, учитель армянского языка, и горожане Алексей Носовский и Дмитрий Науменко. Они же были избраны гласными городской Думы.

В губернии создавались Советы, земства оттеснялись. Но в Святом Кресте большевики не смогли взять под контроль властные структуры, и 12 ноября 1917 года на выборах в Учредительное собрание горожане большинство голосов отдали эсерам, представители которых вместе с демократами-меньшевиками были избраны в уездный исполком и Совнарком. Председателем Совнаркома стал Рубен Купецов.

В период гражданской войны с занятием Святого Креста 17 января 1919 года белыми была установлена должность уездного начальника, которым был назначен полковник Леонтович. Военные власти стали воссоздавать дореволюционные учреждения, но белые потерпели поражение.

18 января 1920 года в городе Святой Крест окончательно установилась советская власть. Приказом по уезду был создан уездный ревком, во главе которого стал большевик Павел Прима.

В феврале 1921 года приняты постановления Президиума ВЦИК «О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки съездов Советов» и «Об организации городских Советов рабочих и красноармейских депутатов». После этого в городе были избраны депутаты Прикумского городского Совета и избран исполком. В последующие годы внимание к местным Советам со стороны Советского государства сохранялось.

26 января 1922 года было принято Положение ВЦИК «О Советах губернских, уездных и заштатных городов и посёлков городского типа. Определённое место занимали Советы в Конституции СССР 1924 года и Конституции РСФСР 1925 года.

На III Всесоюзном съезде Советов (май 1925 года) было предложено расширить права местных Советов, создать условия для широкого привлечения женщин к работе в их составе. Осенью 1924 года проходила избирательная кампания на основе новой действующей Конституции СССР. По имеющимся данным, активность избирателей была низкой или приводила к проникновению в Советы неугодных властям лиц, и поэтому весной 1925 года проводились новые выборы и перевыборы в местные Советы.

В 1927 году пересматривались на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР права и обязанности местных органов советского управления. В конце 20-х годов принимались также «Основные положения и организации в Союзе ССР городских Советов»  (1928 г.). В 1928 году председателем исполкома горсовета был избран Г. Пятигорский.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года было введено новое название «Советы депутатов трудящихся». Все советы избирались населением непосредственно. Местными советами считались они, начиная с сёл и заканчивая краевым уровнем. Данные положения были продублированы и введены в России в Конституции РСФСР 1937 года. Местные советы избирались на два года. В современной отечественной науке по истории местного самоуправления преобладает точка зрения о том, что местные советы в условиях советской власти не могут относиться к органам местного самоуправления в связи с тем, что они были низшим звеном     единой     централизованной     системы государственной власти.                    Однако в организации местных Советов существовали принципы, сходные с местным самоуправлением: выборность, ответственность перед населением, относительная автономность в распоряжении вопросов местного значения.

Поэтому имеются сторонники подхода, при котором и советский опыт оценивается с позиций эволюции местного самоуправления в России, и это, видимо, правильно, так как местные советы решали многие вопросы, которые сейчас находятся в ведении муниципальных образований.

Органы местного самоуправления конца 90-х годов являются по сути правопреемниками Советов депутатов трудящихся 20 - 80-х годов. Руководители исполкомов этих советов (председатель, его заместители, секретарь исполкома), работающие на постоянной основе, избирались из состава избранного депутатского корпуса, как и члены исполкома, избираемые на сессиях горсовета, не работающие на постоянной основе.

В преддверии и в первые годы войны Будённовский горисполком возглавляли С. Е. Засядь-Волк, Магденко (инициалы не известны), И. М. Гирченко. Последние предвоенные выборы в городе состоялись в декабре 1939 года.

Во время временной оккупации города немецко-фашистскими захватчиками в городе осуществлялось германское военное управление, в городе были бургомистр и военный комендант.

В середине января 1943 года советские органы в городе были восстановлены. Горисполком возглавляли П. С. Бирюков и Г. М. Шахзадов (1943 г.), И. С. Степанцов (1944 г.), Д. И. Пиковченко (1945-1946 гг.).

Систематические выборы в советы были налажены в 1947 году. В последующие годы выборы депутатов горсовета проводились на основании утверждённого указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2.10.1950 г. Положения о выборах в краевые, областные, окружные, районные городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся.

В  эти  послевоенные  годы  горисполком  возглавляли  А. И. Охват  (1949), А. В. Гриднев (1950),   А. З. Чумаков (1951),      И. С. Степанцов (1952 - 1953), А. Г. Нуржанов (1954), М. Й. Дурнищев (1955).

В конце 50-х город перестал быть «городом краевого подчинения», и руководство городом и районом до апреля 1962 года осуществлялось исполкомом Прикумского райсовета депутатов трудящихся.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 апреля 1962 года Прикумск вновь был переведён в разряд городов краевого подчинения. Исполком горсовета возглавил К. П. Студенников, а затем, в 1963 году, П. М. Жукавин, проработавший на этом же посту до 1980 года. Менялись организационные формы работы советов в соответствии с принятыми  постановлениями партийных органов, направленными, в основном, на усиление партийного участия и контроля за деятельностью советов.

Менялись положения законов о статусе депутатов (1972, 1979, 1990 гг.). Депутаты стали именоваться народными (согласно Конституции РСФСР 1978 г.).

Исполком горсовета возглавляли В. Ф. Федоров (1980 - 1981гг.), С. П. Стародубцев (1982 - 1986 гг.), И. И. Полетаева (1987 г.), Л. П. Воробьев (1988 г.), И. М. Андреев и В. А. Адаменко (1989 г.), С. А. Синюгин (1990 - 1991 гг.).

Менялись организационные формы советов. Так, 15 марта 1990 года на первой сессии горсовета народных депутатов были избраны И. М. Андреев председателем городского Совета народных депутатов, его заместителем B. C. Александров, председателем исполкома горсовета С. А.Синюгин.

Новый этап развития местного самоуправления начался с принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года и в последующем 28 августа 1995 года Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По материалам Ю. К. Студенникова Елена Бачукина. «Будённовск сегодня».


Количество просмотров: 74

Возврат к списку

Законодательная карта   Поиск   Карта сайта